Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Анализ и состояние российского рынка транспортно-логистических услуг продукции категории «Фреш»

Увеличение мирового потребления продовольственных товаров, особенно в развивающихся странах, обусловливает экспоненциальный рост объема грузоперевозок и мирового рынка логистики продовольствия, а также рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) для скоропортящихся товаров категории «Фреш». В этой ситуации понимание изменений рынка в настоящее время и ретроспективном периоде является актуальным для формирования стратегии игроков российского рынка транспортно-логистических услуг.

По данным «Агентства Маркет Гайд», объем транспортно-логистического рынка России в 2018 г. оценивается в 9,7 трлн руб. Наибольшая доля (около 60–65%) приходится на автономную логистику 1PL (логистический инсорсинг), когда выполнения всех логистических операций осуществляется самим грузовладельцем. Суммарная доля 2PL, 3PL, 4PL логистических услуг составляет не более 30–35% от общероссийского транспортно-логистического рынка.

По мнению экспертов, временной лаг достижения российским рынком транспортно-логистических услуг аналогичного мирового показателя (55%) долгосрочный и составляет 10–12 лет и более (рис. 1).

В общем объеме российского рынка ТЛУ наиболее существенную долю занимает 2PL-логистика (транспортировка / экспедирование). Доля комплексных логистических 3PL-, 4PL-услуг в обороте российского транспортно-логистического рынка сегодня невелика и оценивается на уровне 8% (в 2010 г. не превышала 3%). Основной спрос на них в России связан с обслуживанием импортных грузопотоков, продуктового и FMCG-ритейла, фармацевтической продукции, экспресс-доставкой. Спрос на 4PL-логистику на российском рынке слабо выражен и в основном формируется за счет международных компаний, которые уже работают на рынках в рамках этой концепции.

Временной лаг достижения российским рынком мирового показателя проникновения комплексного 3PL-, 4PL-аутсорсинга, составляющего в среднем порядка 17–18%, оценивается как среднесрочный – до 10 лет (рис. 1).

 

Российский рынок транспортно-логистических услуг в России до 2014 г. характеризовался динамичным развитием, в отдельные годы в ретроспективе 2009–2014 гг. темпы его роста достигали 15%. Существенное замедление он показал в период экономического спада 2014 г. Дополнительное негативное давление на рынок оказала санкционная политика со стороны зарубежных государств и вследствие этого сокращение товарооборота в стране.

 

В 2018 г. объем рынка транспортно-логистических услуг в России оценивался в 3,51 трлн руб. Темп роста по отношению к предыдущему 2017 г. составил около 6%.

Прогноз развития общероссийского рынка транспортно-логистических услуг сдержанный: в среднесрочной перспективе темп роста не превысит 5–7% в год.

Мировым трендом в последние годы стал активный рост рынка логистики в продуктовом ритейле, особенно в сегменте продовольственной продукции категории «Фреш»[1]. При анализе российского рынка транспортно-логистических услуг продукции категории «Фреш» ключевыми являются следующие вопросы:

1. Каков объем рынка в стоимостном выражении в 2018 г.?

2. Как изменился объем рынка в 2018 г. по отношению к 2014 г.?

3. Какова структура рынка по видам услуг: транспортировка, складские услуги, услуги таможенного брокера?

4. Какова структура рынка по звеньям доставки: «первая миля», «межтерминал», «последняя миля»?

5. Какова структура рынка по категориям продукции «Фреш»?

6. Какова доля логистического аутсорсинга на каждом звене доставки?

Для получения ответов на поставленные вопросы была использована методика FI-TL[2], созданная «Агентством Маркет Гайд» в рамках разработки стратегий ряда крупных логистических операторов. Алгоритм методики FI-TL базируется на тарифах и средних плечах транспортировки продукции в соответствии с текущими логистическими схемами их доставки от производителя (импортера) до конечного потребителя.

Полученные результаты по расчетам рынка транспортно-логистических услуг продукции категории «Фреш» приведены на рис. 3.

Оценочная емкость российского рынка транспортно-логистических услуг продовольственных товаров, в том числе продукции категории «Фреш», в 2018 г. составила 1,51 трлн руб. По отношению к 2014 г. его объем увеличился более чем на 26%. Доля продовольственных товаров на общероссийском рынке транспортно-логистических услуг оценивается в настоящее время порядка 43%.

Объем рынка логистики продукции категории «Фреш» в 2018 г.

Объем рынка транспортно-логистических услуг для продукции категории «Фреш» в 2018 г., рассчитанный с применением методики FI-TL, оценивается в 699,6 млрд руб., что составляет около 20% общероссийского рынка. Изменение рынка ТЛУ «Фреш» в 2018 г. по отношению к 2014 г. составляет +20,7%, прирост CAGR составил 5,2%.

Структура рынка логистики продукции категории «Фреш» по видам услуг: транспортировка, складские услуги, услуги таможенного брокера

В структуре рынка логистики продукции категории «Фреш» по видам услуг основную долю занимает транспортировка – порядка 79%, в денежном выражении около 554 млрд руб.

На долю складских услуг приходится 17,5%, что соответствует 1234 млрд руб. Услуги таможенного брокера оцениваются в 3,3%, или 23 млрд руб.

Объем и структура рынка логистики продукции категории «Фреш» по звеньям доставки

В структуре рынка транспортно-логистических услуг продукции категории «Фреш» по звеньям доставки около 59% приходится на звено «межтерминал» (порядка 413 млрд руб.). Объемы рынка логистики на звеньях доставки «первая миля» и «последняя миля» отличаются незначительно: 20% (140 млрд руб.) и 21% (147 млрд руб.) соответственно.

Структура рынка логистики продукции «Фреш» по категориям

Структура рынка транспортно-логистических услуг для продукции «Фреш» по категориям продуктов приведена на рис. 6.

Наиболее существенными объемами логистических услуг характеризуются: молочная продукция и мясо, мясопродукты – 73 млрд руб. и 79 млрд руб. соответственно; овощи и фрукты – 137 млрд руб. и 67 млрд руб. соответственно.

В емкости рынка логистики по категории «картофель свежий» значительная доля приходится на транспортировку навалом и прочим неспециализированным транспортом.

Объем логистического аутсорсинга продукции категории «Фреш» по звеньям доставки

Наибольший объем логистического аутсорсинга продукции категории «Фреш» приходится на звено «межтерминал» – около 83 млрд руб., на звене «последняя миля» он оценивается в 47 млрд руб.

Общий объем рынка логистического аутсорсинга для продукции категории «Фреш» в 2018 г. составил 148 млрд руб.

Средневзвешенный показатель аутсорсинга логистики для продукции категории «Фреш» по всем звеньям в России в настоящее время составляет 20–21%. В разрезе рассматриваемого тренда российский рынок существенно отстает от мирового: доля логистических 3PL-, 4PL-услуг на рынке продуктового ритейла (в том числе категории «Фреш») в Европе составляет 55%, в США – до 80%. Временной лаг достижения российским рынком европейского показателя проникновения комплексного 3PL-, 4PL-аутсорсинга в продуктовый ритейл, по мнению экспертов, оценивается как среднесрочный (8–10 лет) (рис. 1). Нельзя отрицать существенную роль сторонней логистики (3PL / 4PL) в холодовой цепи поставок продуктов питания категории «Ферш».

«Агентство Маркет Гайд» и журнал «ЛОГИСТИКА» и в дальнейшем будут информировать своих читателей о трендах, характерных для рынка логистики продукции «Фреш», а также о его текущих изменениях.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 6 февраля 2020 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog